Первый год учебы имеет огромное значение в жизни не только ребенка, но и родителей. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап. От него во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью обучения в школе.
Среди прочих очень важных забот для учителей начальной школы всегда был и, наверное, будет ответ на вопрос: а готовы ли будущие первоклассники стать школьниками? Как они войдут в школьную жизнь? Как будут учиться? Как помочь им? Как справиться с первыми школьными трудностями, если они вдруг появятся?
Всем вам, взрослым, хочется, чтобы все было хорошо, чтобы ваш ребенок прекрасно учился, не болел, не уставал, был всегда веселым и жизнерадостным.
И для этого вы стараетесь подготовить ребенка к обучению в школе. Процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Иногда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам «готовности к школе». Иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставят собственный «диагноз» и получают результат - ребенок к школе не готов! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители сами сидят с ним по нескольку часов или нанимают репетиторов по объявлениям «Подготовим вашего ребенка к школе». В результате получается, что занятия в таком режиме знаний дают не много (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и к тому же психологическая нагрузка для ребенка неимоверная. Он переутомится и к школе получит стойкое отвращение.
Конечно, научить ребенка перед школой читать, считать можно, но важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению. Главное при подготовке к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел ориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
Не спешите расстраиваться, если ваш малыш показал во время тестирования не очень высокий результат. Ведь эти игровые тесты помогут не только определить степень готовности вашего чада к школе, но и развить память, мышление, увеличить словарный запас.
Главное - помнить, что предстоящее собеседование в школе и домашняя его «репетиция» - это не экзамен, а скорее сбор необходимой информации, которая поможет разобраться в слабых и сильных сторонах будущего ученика и понять, над чем еще стоит поработать.
Развиваем речь
Важное место при подготовке ребенка к школе принадлежит развитию речи. Сделать речь ребенка правильной и красивой - задача важная и непростая. Ведь правильная речь - показатель интеллектуального развития ребенка.
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от их наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки зависит, будут ли у вашего малыша трудности с речью.
К 6-7 годам ребенок:
- овладевает разговорной речью и свободно общается с близкими взрослыми и детьми; в диалоге инициативно высказывается, умеет привлечь к себе внимание собеседника, интересуется высказываниями партнера, отвечает на них словом, действием, несловесными способами; выражает мысль в форме неполных и полных предложений, коротких текстов;
- проявляет интерес к рассказыванию знакомых сказок, передаче содержания мультфильмов, книг, картинок, к сочинению;
- в высказываниях употребляет разные части речи, эпитеты, сравнения, синонимы;
- проявляет критичное отношение к речи, стремление говорить грамматически правильно, в связи с чем затухает словотворчество, затухает количество аграмматизмов;
- правильно произносит все звуки родного языка;
- знает буквы русского алфавита, начинает читать словом или по слогам; проводит звуковой анализ слова.
Окружающий мир
Будущий первоклассник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, стремлении разузнать, подойти поближе, потрогать. На основе опыта у нёго уже сложились свои предпочтения. Он много знает о природных явлениях: погоде, животных, растениях и др.
К 6-7 годам ребенок:
- проявляет ярко выраженный самостоятельный интерес к природным явлениям и объектам;
- любит животных, проявляет интерес к их жизни, заботится о них, наблюдает за их поведением, любуется ими;
- стремится к исследованию объектов живой и неживой природы, делает выводы, устанавливает причинно-следственные связи;
- привлекает внимание взрослых и других детей к интересным знакомым и незнакомым явлениям и объектам в живой и неживой природе;
- задает взрослому вопросы о непонятном или интересном из области природных объектов и явлений;
- обращает свое внимание и внимание других на непредвиденные явления в природном окружении;
- владеет навыками экологически целесообразного поведения дома, в городе в лесу.