Сертификация педагогических кадров
как пользователей информационных технологий
Необходимость использования современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в педагогической деятельности ведет к повышению требований к уровню пользовательской компьютерной компетентности специалистов образования.
В качестве эффективного инструмента, который бы позволил определить уровень компетентности педагогов в области ИКТ, во многих странах используют процедуру сертификации пользователей различных компьютерных приложений.
Разработка и введение сертификации пользователей ИКТ в системе отечественного образования должно оказать существенное влияние на развитие кадрового обеспечения процессов информатизации образования в Республике Беларусь.
Общие сведения о сертификации
Сертификация педагогических кадров проводится в трех категориях:
учебно-воспитательная работа
(для учителей-предметников, руководителей методических объединений учителей, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей, руководителей кружков детского творчества, коррекционных педагогов и т. д..);
административная работа
(для директоров и заместителей директоров учебных и воспитательных учреждений, руководителей органов управления образованием, администраторов и т. д.);
информационные технологии в образовании
(для заместителей руководителей учебных заведений по информационным технологиям, руководителей и сотрудников ресурсных образовательных центров, инженеров-программистов учебных заведений, преподавателей информационных технологий и т. д.).
Основные содержательные линии оценки компьютерной компетентности:
Операционные системы. Основы компьютерного администрирования.
Использование в профессиональной деятельности стандартных офисных приложений. Интеграция документов различных форматов.
Информационно-коммуникационное взаимодействие на основе современных сетевых компьютерных технологий.
Основы работы с базами данных, специализированными программными и мультимедийными средствами.
Сертификационный экзамен имеет двухкомпонентную структуру. Его первая часть представляет собой компьютерный тест, позволяющий выявить степень владения знаниями по основным технологиям обработки информации. Вторая часть сертификационного экзамена – комплексное профессионально-ориентированное задание, выполнение которого демонстрирует способность специалиста гибко применять различные компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.
Процедура сертификации выполняет не только контролирующую, но обучающую и развивающую функции. Процесс подготовки руководящих работников и специалистов образования к сдаче сертификационного экзамена непосредственно связан как с овладением ими определенным предметным содержанием, так и с деятельностью, направленной на непрерывное профессиональное развитие в сфере применения информационно-коммуникационных технологий в образовании.