Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 2 человека

Моббинг в школе: причины и профилактика

Дата: 11 августа 2022 в 17:49
98 просмотров

 О моббинге как негативном социально-психологическом явлении  в Беларуси заговорили  совсем недавно. Между тем количество людей, подвергающихся моббингу, растет с  каждым днем. Речь идет как о травле детей в школе, так и о моббинге в трудовых  коллективах.
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего  одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель  становится жертвой  в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать  применять психологический террор по отношению к классу.
Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных  учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой  разновидности моббинга и пойдет речь дальше.
Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой,  предполагающие  систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью  «выжить» ее из класса или школы.
Желая превратить жизнь своего одноклассника в сущий ад, малолетние агрессоры  пускают в ход различные виды моббинга:
-упреки,
-брань,
-оскорбление,
-обзывание,
-высмеивание,
-шантаж,
-принуждение,
-наговоры,
-дезинформация,
-изоляция
-кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в 
Интернете),
-порча имущества,
-кражи,
-пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,
-избиение и иное физическое насилие,
-нанесение увечья и так далее.
Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более  изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и  социальную изоляцию жертвы.
Моббинг в школе далеко не безобидное явление. Дети, которые подвергались  издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не  только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга,  которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно  забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца. Постоянная травля в школе может привести к следующим последствиям:
-ухудшение здоровья школьника;
-одиночество;
-агрессивное поведение;
-последствия заниженной самооценки;
-заболевания невротического характера;
-мысли об убийстве либо совершении суицида.
Модель поведения «моббер» и «жертва моббинга» автоматически воспроизводится в  средних и высших учебных заведениях, а потом и в трудовых коллективах во взрослой  жизни, если конечно не предпринимать никакие меры.
Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не  обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой,  как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо  физическими недостатками, проблемами с самореализацией,  ранимые и мягкие,  отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты 
и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более  жестоким, нежели ее преследователи. Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие 
психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников.  Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со  cnороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных  работников и психологов. Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы   помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.
Профилактические действия в школе для предотвращения моббинга
1. Наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их  обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения, в том числе и со  стороны администрации, учителей, классных руководителей. Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы) Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки  моббинга, своевременно на них реагировать; нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.
3.Классный час
Эффективная организация классного руководства, которая должна проводиться  взрослыми, пользующимися авторитетом среди обучающихся. Классные часы необходимо проводить с участием детского психолога, социального  педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса. Помощь психолого-социальной службы/ При необходимости можно прибегнуть к помощи психолога. Специалист  проводит 
диагностику психологического состояния класса и выявляют детей, которые подвергались  или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги,  наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и  педагогов способны выявить явные проблемы. Обидчики и их родители должны ясно  понимать, что их выходки не остаются безнаказанными. 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.